Рекламный баннер 990x90px ban-1
Курс: 76.04 88.79

Легенда

Легенда

Новоторъяльская земля подарила нам немало талантов, в том числе и в спорте. Если взять один самых массовых видов спорта, футбол, достижения любителей кожаного мяча, по современным меркам, впечатляющие. Так, еще на заре физкультурно-спортивного движения, в начале 1930-х годов прошлого века, футболисты колхоза «У ял» (д. Семеево), стали финалистами Кубка Поволжья среди сельских коллективов физкультуры; в 1979 году сборная команда Новоторъяльского района завоевала титул чемпиона Марийской АССР среди сельских районов. А в последние годы команда «Первое мая», одновременно представляющая передовое хозяйство и наш район, дважды становилась чемпионом Марий Эл по первой группе, обладательницей Кубка республики.

Немало футболистов-уроженцев нашего района играли за «главную» команду республики - «Дружбу», носившую в разные годы различные названия: «Труд», «Спартак», «ЦСП Марий Эл», УОР-СШОР. Среди них можем назвать С. Таныгина, М. Бодрова, А. Речкина. Но ни один из них не может сравниться с футбольными высотами, которых достиг Александр Бирюков - уроженец п. Новый Торъял, точнее - д. Шукшан, расположенного рядом с райцентром. На сегодняшний день из всех известных футболистов-новоторъяльцев лишь ему удалось проявить себя в высшей лиге чемпионата СССР – дубле команды «Крылья Советов» (Куйбышев). Это было в далеком 1977 году, когда Александр проходил службу в рядах Советской армии. А играя в профессиональной команде «Дружба», выступав во второй лиге чемпионата страны, радовал зрителей с 1974 по 1979 год, был ее капитаном.

Накануне теперь уже прошедшего Нового года, 30 декабря, для Александра Анатольевича Бирюкова, кстати, отметившего 7 декабря 70-летний юбилей, а также для всего спортивного сообщества Новоторъяльского района состоялось замечательное событие: по решению учредителей ежегодной профессиональной футбольной премии «Гордей» Александр признан победителем в номинации «Легенда», с чем от всей души поздравляем! Сегодня мы предлагаем вашему вниманию небольшой очерк о нашем именитом земляке, который подготовил известный спортивный журналист, инициатор и один из учредителей премии «Гордей» Андрей Колесников.

Звание мастера спорта СССР – главный трофей для всего их поколения. И именно его гол стал, возможно, решающим аргументом на том пути.

Самым трудным матчем всесоюзного Кубка ветеранов 1991 года сама команда потом признала полуфинал в Краснодаре против хабаровских ровесников. И дело не только в силе соперника. О другом обстоятельстве на страницах «Молодёжного курьера» сообщал Пётр Гордеев: «Немного – не знаю уж, по какой причине – мешал нам судья. В начале матча не засчитал забитый Ястребовым гол, во втором тайме, после того как зацепили в штрафной Ненашкина, не дал пенальти». А когда из штрафной атаковать не дают, то, дело известное, надо бить издали, и лучше по девяткам. Вот примерно так центрхав Йошкар-Олы Александр Бирюков тогда и исполнил: поймал сброс от форварда Владимира Ястребова – и с полулёта зарядил в сторону «паутинки». Так мы сравняли счёт – 1:1, а потом дожали соперника в серии 11-метровых. И прорвались в финал. А заодно и к знакам мастеров спорта.

Тот гол – никакая не случайность. Ровно наоборот: только так Бирюков в основном и забивал. Метров с двадцати с чем-то – секущим, как хлыст, ударом. И очень часто это производило на очевидцев ошеломляющее впечатление. Например, в 1978-м вратарь Валерий Богданов с газетной страницы признавался: «Долго не забуду его гол «Карабаху» из Степанакерта: отличный удар метров с тридцати». А другой вратарь, Коля Захаров, – ходила в команде такая хохма – на трибуне подавился пивом, когда в апреле 1979-го Бирюков засадил шар в лузу «Котайка» из Абовяна.

Такой удар – обретение деревенского детства. Соседи над ними смеялись, когда отец Анатолий брал трёх своих сыновей и отправлялся на луга гонять мяч. Но именно из этой диковинной для сельского быта забавы и родился в итоге феномен Бирюкова. Его тренировки чаще всего состояли из ударов в сколоченные отцом ворота, за которыми не было ни сетки, ни даже забора. Нередко мяч улетал в речку – и с каждым разом набухал всё больше. А играл мальчишка босиком. Так надо ли объяснять, почему потом у него, уже взрослого, мяч летел как ядро? Причём одинаково с обеих ног – тоже привычка с деревенского луга.

Впрочем, правая, пожалуй, была всё же чуть лучше. По крайне мере, когда он выехал на первые юношеские соревнования за пределы родной республики, а там организаторы надумали провести конкурс пенальтистов, правой ему бить запретили. Потому, что при таком варианте состязание заведомо теряло смысл. И он бил левой. Что, впрочем, на исход конкурса никак не повлияло.

А ещё в его детстве были лыжи, и не только беговые. В 1960-е годы большой популярностью у марийских пацанов пользовались прыжки с трамплина – для сегодняшнего дня экзотика просто невероятная. Самый большой в республике трамплин был как раз в Новом Торъяле – в нескольких километрах от его родного Шукшана. И там он наловчился летать так, что на соревнованиях занимал третье место – сразу за мастером спорта Борисом Орловым и его ближайшим конкурентом, кандидатом в мастера. Причём неизвестно, что в этом сюжете заслуживает восторгов больше: лихость мальчишки или его упорство. Ведь, чтобы сделать прыжок, надо сначала вскарабкаться по снежному склону – ни о каких подъёмниках тогда не слышали. И прыгаешь ты тем лучше, чем чаще вскарабкиваешься.

Неслучайно потом, в команде мастеров, он считался самым выносливым. Если для других гора Ахун на сборах в Сочи была наказанием, то для него – развлечением: на пару с другом

А. Гавенко они взбирались по этому серпантину впереди всех. Да и на поле его объёмы впечатляли. Когда в 1978-м марийская сборная выиграла зону «Поволжье» Спартакиады народов РСФСР, комсорг В. Богданов, представляя команду на страницах «Марийской правды», сказал про него: «Очень работоспособен». И добавил ещё одну характеристику, совсем уж редкую: «Честный спортсмен».

Вероятно, эта черта помогла ему в послефутбольной жизни. Он закончил неожиданно рано – в 25 лет. Только по-настоящему почувствовал силу, стал лидером, как порвал связки колена в столкновении в Ереване. А едва восстановившись, порвал ещё раз – теперь на лестнице Казанского вокзала в Москве. И вот когда профессиональный футбол так внезапно закончился, судьба забросила его, дипломированного механика, в «Главмарийстрой» – мощнейшее объединение размером с небольшой город. И там он оказался в фаворе у Эгата Алядиновича Зейтулаева – могучего дядьки, что с первыми секретарями обкома по всей стране был на «ты». Такой прожжённый Бабай в людях ошибаться не мог, а Бирюкова сделал правой рукой – как говорили, начал готовить на своё место. Показательный факт: уникальную для той поры сделку - покупку в ФРГ за какие-то страшные миллионы камнедробильного комбайна, всего второго в СССР (первый пришёл в Прибалтику) – Зейтулаев доверил Бирюкову, которому тогда было всего-то 35. И быть бы ему большим строительным начальником, но тут некстати рухнул Советский Союз – и всё в нашем доме смешалось.

Впрочем, профессиональная репутация уже сложилась, и именно она открыла ему путь в АО «Железобетон». Формально он считался там второй фигурой, хотя фактически был первой, поскольку руководитель, Роман Репин, ушёл в правительство. И именно благодаря Бирюкову в республике возникла команда с таким же названием, успевшая в девяностых трижды стать чемпионом Марий Эл. Сам он, разумеется, тоже был в составе и продолжал раскладывать свои шары по чужим лузам.

К слову, с бильярдом у него тоже всё в порядке. Хотя с усердием он никогда не упражнялся. Это партнёры всё свободное время на базе проводили за зелёным столом с киями в руках, а он в это время терзал баян. Да, вот такое неожиданное увлечение для футболиста. Причём увлечение серьёзное. По крайней мере, в детстве кроме обычной школы в его жизни была только музыкальная. А сегодня, став пенсионером, он уже сам преподаёт мальчишкам два предмета – футбол и баян.

Но пиком в этом смысле были студенческие годы. Он умудрялся одновременно учиться в политехе на очном отделении, работать в институте баянистом и играть в команде мастеров. Утром – на лекцию, днём – на репетицию, вечером – на тренировку. Старший партнёр Пётр Гордеев поражался: «Как ты всё успеваешь?» Действительно, невероятно. Особенно с учётом того, что в учёбе он не отставал – получал стипендию, что среди брата-студента удавалось далеко не каждому. Иной раз, сложив три дохода, он вёл соседей по общаге в столовую – чтоб не загнулись с голодухи.

Да и в «Спартак» ещё надо было вписаться. Но он, не имевший школы, смог. Между прочим, единственный, у кого это получилось сразу, – хотя Юрий Новосёлов из своего политеховского «Буревестника» отправлял в команду целую компанию. В 1974-м, когда Александр Афонин взял его в состав, там ещё громыхали такие имена, как Антихович, Ильин, тот же Гордеев. Но вот отчёт о матче с саратовским «Соколом» (2:2) корреспондент «Марийской правды» итожит оценками, которые тренер выставил футболистам за игру. Двойки, тройки, четвёрки – и только одна на всю команду пятёрка. У новичка Бирюкова.

Мастер спорта СССР. Масштабный хозяйственный руководитель. Баянист с богатой концертной практикой. Другого столь универсального футболиста марийский спорт совершенно точно не знал. Легенда.

Андрей КОЛЕСНИКОВ,

спортивный журналист.

Справка.

Бирюков Александр Анатольевич.

Родился 07.12.1953 г. в д. Шукшан Новоторъяльского района.

Футбольный самоучка. В 1971 г. чемпион Марийской АССР в составе команды «Знамя» Новый Торъял. С 1971 г. в Йошкар-Оле студент МПИ (диплом в 1976 г.), игрок команды «Буревестник», в 1973 г. бронзовый призёр чемпионата Марийской АССР.

Полузащитник команды мастеров «Спартак» / «Дружба» (Йошкар-Ола), 1974-76 гг., 1978-79 гг.: в первенстве СССР сыграл около 130 матчей, забил 8 голов. В 1977 г., в период срочной армейской службы, игрок дубля команды высшей лиги «Крылья Советов» (Куйбышев) и команды «Газовик» (Оренбург).

В составе сборной Марийской АССР победитель зонального турнира (Поволжье) Спартакиады народов РСФСР, 1978 г. В составе команды «Аяр» Йошкар-Ола финалист кубка Всесоюзного совета ВДФСО профсоюзов среди ветеранов (1991 тг.), за что в 1992 г. удостоен звания мастера спорта СССР.

После завершения игровой карьеры – хозяйственный руководитель: начальник отдела ТСО «Марийстрой», 1987-1992 гг.; замдиректора ООО «Железобетон», 1994-2002 гг.; директор Йошкар-Олинского ПАТП-1, 2006-2014 гг.

Куратор команды «Железобетон» (Йошкар-Ола), в её составе чемпион Марий Эл 1994, 1995, 1997 гг.

После выхода на пенсию - детский педагог по баяну и футболу в п. Сурок (диплом УОР РМЭ, 2021 г.).

3530

Оставить сообщение:

Топ статей

Читаемые:
357706
358704
372752